Основной задачей воспитания студента-спортсмена ГАПОУ ВО «Училище олимпийского резерва имени дважды Героя Советского Союза А.И. Родимцева» в процессе физкультурно-педагогического образования является приобщение будущего специалиста к ценностям избранной профессии, реализация физического образования, спортивной тренировки, оздоровления и здоровьесбережения своих воспитанников. Кроме знаний, умений, навыков и профессионально значимых качеств будущий педагог физической культуры должен иметь опыт самовоспитательной и воспитательной деятельности.
Доминирующими в процессе профессионального воспитания студента-спортсмена являются: принцип целостного подхода к организации воспитательного процесса; принцип непрерывности, стадийности в управлении воспитательной работы; принцип профессиональной направленности воспитательного процесса.
Воспитательная работа училища нацелена на обеспечение духовно-нравственного становления каждого воспитанника, подготовку обучающегося к жизненному самоопределению, самостоятельному выбору в пользу гуманистических идеалов. Большое значение в реализации задач воспитания в колледже имеет использование новейших педагогических, воспитательных технологий, обеспечивающих проявление студентом собственной позиции, расширение его социального опыта. Для решения поставленных задач воспитательная деятельность в колледже проводится по следующим направлениям:
- Создание условий для адаптации, самосовершенствования и самореализации студентов.
- Формирование патриотизма, активной гражданской позиции , ответственности за судьбу Отечества, края, города, колледжа.
- Формирование личностных качеств, необходимых для успешной профессиональной деятельности.
- Создание здоровьесберегающего пространства и формирование экологической культуры.
- Формирование общекультурных и профессиональных компетенций студентов.
- Организация досуга студентов колледжа.
Формирование социально-активных студентов — граждан России — является важнейшим направлением воспитания и развития у обучающихся гражданственности, уважения к правам и свободам, человека, любви к Родине, семье, патриотического и национального самосознания.
В этом направлении воспитания интегрированы гражданское, правовое, патриотическое, интернациональное и политическое воспитание. Особое значение имеют усилия, направленные на выработку у студентов толерантного поведения, навыков межкультурного взаимодействия между представителями разных национальностей и культурных традиций.
В рамках учебных занятий по таким дисциплинам как русский язык, история, право, обществознание, безопасность жизнедеятельности студенты получают знания об экстремизме и его негативных проявлениях, обсуждают социально-политические ситуации в стране и в мире.
Проводятся тематические классные часы, беседы о толерантном отношении ко всем видам и формам инакомыслия, вероисповедания, национальности («Россия начинается с тебя», «Все мы граждане одной страны», «Толерантность как основа социальной безопасности», «Культура мира и формирование толерантного сознания», «В семье наше будущее» и др.), об экстремальных молодежных течениях.
На сегодняшний день в училище обучаются студенты разных национальностей. Педагогический коллектив и администрация училища тесно работают над тем, чтобы найти пути и способы гармонизации межэтнических и межкультурных отношений в обществе студентов. Показателем эффективности профилактической работы является отсутствие в училище фактов экстремистских проявлений в молодежной среде.
Одним из звеньев системы комплексной работы по выполнению закона Российской Федерации «О системе работы по профилактике среди несовершеннолетних» является Совет по профилактике правонарушений, Совет объединяет усилия педагогов и студенческих коллективов, психологической службы училища в создании единой системы по профилактике правонарушения среди учащихся колледжа.
Совет выявляет из общего контингента учащихся «Группу риска», осуществляет контроль за поведением учащихся, входящих в эту группу, организацию индивидуального шефства, рассматривает персональные дела учащихся.
Большую работу по профилактике правонарушений проводит психолог училища.
Налажен тесный контакт с комиссией по делам несовершеннолетних, совместно с которыми ежегодно составляется план работы и проводятся следующие профилактические мероприятия:
- Цикл лекций для студентов с разъяснением правовых вопросов (с участием инспектора ПДН и сотрудника прокуратуры);
- Ежемесячно проводятся заседания Совета профилактике;
- Инспекторами ПДН проводятся индивидуальные беседы и консультации с обучающимися и родителями;
Потребности развития современного российского общества выдвигают перед учреждениями профессионального образования требования подготовки высококвалифицированных специалистов, инициативных, предприимчивых, готовых к позитивным преобразованиям окружающей природной и социальной среды, способных к управлению на разных уровнях и в разных сферах.
В значительной степени решению этой задачи способствует деятельность органов студенческого самоуправления.
На демократической основе в училище создана и функционирует система студенческого самоуправления, деятельность которой определяется планом работы на учебный год.
В организации учебно-воспитательного процесса без участия родителей невозможно достичь высоких результатов. Поэтому работа с родителями занимает в воспитательной системе колледжа важное место.
Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс — одна из главных задач нашего коллектива, и ее решение ведется по следующим направлениям:
- Психолого-педагогическое просвещение родителей;
- Совместные творческие дела преподавателей, обучающихся и родителей.
Основными мероприятиями, направленными на реализацию работы с родителями являются:
- Родительские собрания;
- Системное информирование родителей о поведении и результатах учебной деятельности их ребенка;
- Индивидуальные беседы с родителями с целью изучения условий и микроклимата семейного воспитания, индивидуальных особенностей детей и родителей;
- Участие родителей в работе Совета колледжа и др.
- Диагностика родителей (выявление уровня воспитанности студентов, удовлетворенность родителей учебно-воспитательным процессом и др.);
Для психолого-педагогического просвещения родителей привлекаются специалисты различных служб: психологи, медицинские работники, работники правоохранительных органов. Проводятся индивидуальные консультации, беседы, лекции (на родительских собраниях).
В целом организация и проведение воспитательной работы в училище достаточно высокая, соответствует требованиям нормативных документов и направлена на саморазвитие и самореализацию личности. В этом заслуга педагогических работников, которые придерживаются принципиальной позиции: «Воспитывать и обучать так, чтобы завтра не было стыдно за выпускников».